Поиск по сайту

идеал. поведениеЭтим вопросом задается каждая мать. И каждая мать решает его в меру своих психологических и педагогических способностей. Эта статья посвящена искусству грамотного поведения взрослых, которая, как следствие, приведет к послушанию ребенка и гармоничному развитию его личности. Первый шаг, который вам предстоит сделать на этом пути, — убедить себя в том, что есть непреложные законы природы, которые действуют так же как сила притяжения Земли, — то есть от них никуда не денешься. Относительно воспитания детей один из основных законов природы заключается в том, что, желая получить тот или иной результат, вам придется поработать над доказательством нужности этого результата именно для ребенка. И это очень важный момент.

Зачастую родители объясняют с той или иной степенью раздражения, что ребенку «нужно» быстрее собираться, чтобы не опоздать, «нужно» приучиться ходить на горшок, чтобы не ходить мокрым и грязным, «нужно» уступать место пожилым людям, чтобы не прослыть невежливым; «нужно» делать уроки, чтобы не получить двойку. Однако мало кто задумывается о том, что все эти аргументы для ребенка не имеют той силы, которую мы в них вкладываем, поскольку у детей совершенно иная, отличная от нашей, система ценностей. Если они и идут нам навстречу и демонстрируют покладистость, то зачастую исключительно для того, чтобы избежать неприятных разговоров и нравоучений, а вовсе не за искренним порывом души.

Мир глазами ребенка

Итак, если мы хотим донести до наших детей саму суть наших пожеланий, мы должны научиться видеть мир их глазами. Точнее не научиться, а вспомнить — ведь и мы с вами тоже были детьми. Что же конкретно следует делать или не делать родителям, которые хотят добиться от своего ребенка того или иного конкретного результата?

Рассмотрим это на примере. Допустим, мы хотим привить нашему чаду некую ответственность — просим его выносить мусор без напоминаний по мере необходимости, а не трамбовать его до состояния вакуумного брикета. Как мы обычно это делаем? Объявляем ребенку нашу волю, определяем определенное вознаграждение (например, дополнительный мультфильм, сказка на ночь) и — ждем. Первые разы хвалим и радуемся, потом это становится нормой, и мы искренне возмущаемся, увидев полное ведро, спешим дать нагоняй лентяю. И очень скоро единственным стимулом для выполнения нашей (отметьте) воли становится для ребенка только боязнь быть наказанным.

Как быть?

В общем, все это не так сложно, достаточно поставить себя на место ребенка. Представьте — всю жизнь она жил — не скучал, нисколько не задумываясь о каком-то там мусоре, и вдруг — он обязан (!) следить за его своевременной утилизацией. С какой стати? Почему именно она? «Примерив» на себя мысли ребенка, вы сможете сделать вполне естественный вывод: «Ладно, вынесу, а то запилят совсем». И до тех пор, пока ребенок воспринимает свое положение в семье таким вот образом, не ждите от него благородных порывов, потому что они (порывы) обусловлены прежде всего внутренним желанием помочь, а не навязанным извне обязательством.

Как привить это внутреннее желание? — Спросите вы. Опять же довольно просто. Попробуйте понять, что есть «вознаграждение» для вашего ребенка. И тут главное не подменить настоящую духовную выгоду выгодой материальной или просто удовольствием. Подумайте, что вы можете дать ребенку, чтобы его нравственный уровень вырос, и он наслаждался этим?

Например, малышка обожает возить шваброй по полу, «помогая» мыть его? Дочь искренне радуется возможности пройтись с мамой по магазинам и купить подарки всей семье к празднику? Сын любит погонять с папой мяч в компании друзей? Все это может стать «наградой» для Вашего ребенка.

Нужно только научиться пользоваться таким поощрением естественно и использовать вовремя. Крайне важно поощрять полезную инициативу такими вот наградами, но ни в коем случае нельзя лишать ребенка этих радостей, мотивируя недостаточной тщательностью в исполнении ваших поручений — это может очень сильно подорвать его доверие к вам.

 

Вот так, методично и доброжелательно, вы воспитаете в своих детях «условный рефлекс»: когда я делаю то или другое, атмосфера в семье странная, мне рады и я счастлив! Поэтому акцент необходимо делать именно на позитиве, не надо «съезжать» на негатив, заострять внимание на ошибках и недостатках. Умейте видеть все чудесные качества личности вашего ребенка, не жалейте справедливой похвалы, замечайте каждое усердие — и он не замедлит ответить вам прекрасным поведением. Ведь дети — по-настоящему искренние и щедрые люди.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий