Поиск по сайту

Интеллектуальная подготовка к школеПри подготовке ребенка к школе следует учесть, что готовность ребенка к обучению определяется прежде всего анатомическим,  физиологическим и психическим развитием, значительной перестройкой организма, которая обеспечивает вовлечение его в учебную деятельность и формирование ряда особенностей личности. Совокупность данных критериев определяет уровень интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе, а значит должна проверяться и контролироваться, как дошкольными педагогами, психологами, так и конечно же, родителями. Причем последние должны тесно взаимодействовать друг с другом в этом важном вопросе.

Физиологические предпосылки интеллектуального развития

В этом возрасте происходят качественные  и структурные изменения головного мозга ребенка. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогают ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями, что важно для нового этапа жизни – поступления в школу.

Оценка интеллектуальной готовности к школе

Важнейшим аспектом, определяющим готовность ребенка к школьному обучению, является уровень его умственного развития, то есть интеллектуальная готовность. И когда речь идет об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления. К концу дошкольного возраста у ребенка появляются предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях на основе существенных признаков. Формируется способность выделять ключевые признаки в наглядно-образном плане, формируются действия перцептивного моделирования (способности разложить целое на элементы и составить целое из элементов в плане восприятия) и т.д. В отечественной психологии считается общепринятым, что развитие интеллекта происходит не спонтанно, а в процессе обучения и зависит, прежде всего, от содержания знаний и способов оперирования ими. В основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится перцептивным и мыслительным операциям.

Констатировано, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает также овладение специфической структурой учебной деятельности.

Установлено, что при определенной организации обучения им доступно усвоение довольно сложного теоретического материала. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития».

Интеллектуальная готовность включает:

  • Наличие широкого кругозора  и запаса знаний.
  • Сформированность начальных умений учебной деятельности.
  • Аналитическое  мышление (способность постижения признаков  и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
  • Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
  • Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Развитие фонематического слуха.

Личностная готовность к обучению в школе

Очень важна личностная готовность,  которая, прежде всего, предполагает формирование мотивационно — потребностной сферы личности ребенка. Важное условие успешного обучения в школе – наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему, как к существенному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. Предпосылкой возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение ученика, с другой – развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему и стремлении узнать новое.

Личностная готовность также включает в себя:

  • Принятие новой социальной позиции.
  • Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
  • Развитие познавательных критериев, любознательности.
  • Развитие желания ходить в школу.
  • Произвольное управление своим поведением.
  • Объективность самооценки.
  • Потеря «детскости», непосредственности.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий