Поиск по сайту

Мотивационная готовность к школеМотивационная готовность связана с так называемым кризисом семи лет и «феноменом горькой конфеты». Данный феномен свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе.Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы наладить отношения в новом классном коллективе с учителем.

Позиция ученика

Ребенок стремится занять позицию ученика. Изменяется его «внутренняя позиция». Он стремится к выполнению общественно-значимой деятельности (учебной деятельности), пытается войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. У ребенка появляется такое важное качество, как произвольность. В связи с этим особое внимание следует обратить на мотивы, которые наблюдаются у ребенка. В качестве адекватных мотивов выступают: учебный и познавательный; к неадекватным мотивам при поступлении в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками и мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (наличие тех или иных атрибутов школьника – ранца, пенала, формы и т.д.).
Для диагностики мотивационной готовности к обучению используется методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе».

Формирование мотивов для обучения

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.
Не закончившееся формирование внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;
  • формированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
  3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
  4. Использовать загадки на школьную тему.
  5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Формирование готовности к общению

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.
Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:
•    Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.
•    Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.
•    Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.
1.    Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
2.    Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе, это качество будет в дальнейшем способствовать более успешной адаптации к школе, поможет побороть возникающие страхи. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

  • доброжелательность
  • уважение к товарищам
  • общительность
  • готовность проявить сочувствие

Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия  в совместной деятельности со сверстниками в группе Во-первых, по умение согласовывать действия с другими. Во-вторых, по   способность осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий