Поиск по сайту

Эмоционально-волевое развие ребенкаРазвитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В развитии волевой и эмоциональной готовности к школе может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Эмоционально-волевая готовность включает:

  • Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Сформированность небоязни трудностей.
  • Умение ограничивать эмоциональные порывы.
  • Умение систематически выполнять задания.

К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

  • поставить цель;
  • принять решение;
  • наметить план действий;
  • исполнить намеченный план;
  • проявить усилие в случае возникновения препятствий;
  • оценить результат своего действия.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе необходимо делать на воспитании мотивов достижения цели:

  • не бояться трудностей;
  • стремление преодолевать их;
  • не отказываться от намеченной цели.

В нескольких словах, волевая готовность – это умение слушать + умение слушаться.

 

Как развивать волевую готовность?

  • Повышать самосоятельность и ответственность ребенка:

— закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение

— учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

  • Развивать самоконтроль:

— использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите…».

  • Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
  • Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
  • Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
  • Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

 

И педагогам, и родителям важно стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

  • устойчивости чувств;
  • глубины чувств и эмоций;
  • осознания причин проявления тех или иных эмоций;
  • проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
  • эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

Подготовка руки дошкольника к письму

Еще одним важным аспектом подготовки к школе является подготовка руки дошкольника к письму.

 

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обучения.

Для формирования ориентировки в окружающем пространстве (определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку и пространственного соотношения между несколькими предметами) можно использовать следующие приемы:

 

  1. копирование картинок на прозрачную бумагу;
  2. рисование и копирование узоров и орнаментов;
  3. занятия с пластилином и глиной;
  4. выполнение аппликаций отщипыванием;
  5. нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;
  6. самомассаж рук.

Самомассажу рук следует уделить особое внимание, обучить его приемам ребенка, так эти умения ему очень пригодятся с началом активного письма в школе.

Вот некоторые из приемов:

  1. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны правой ладони. Проделать то же с другой рукой.
  2. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.
  3. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.
  4. Движения как при растирании замерзших рук.
  5. Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Массировать спиралевидными движениями.

Итак, мы рассмотрели основные аспекты подготовки ребенка к школе, раскрыли главные характеристики необходимого данному возрасту развития и основных компонентов готовности к школьному обучению. В заключение приведем общие рекомендации для ежедневно общающихся с будущим первоклассником взрослых, и педагогов, и родителей.

Рекомендации по развитию активности ребенка-дошкольника (познавательной, моторной, коммуникативной)

  • Предоставьте ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.
  • Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности.

Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается.

Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.

  • Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.
  • Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия (выделен цветом, графически обозначен и т.д.).
  • Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).
  • Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.

Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий