Поиск по сайту

Почему  ребенок кусается?

У годовалых малышей это происходит из-за недостаточного умения говорить (проще укусить, чем сказать словами, что не нравится), из-за переизбытка эмоций, из-за ревности, недостатка общения, внимания со стороны мамы. Ребенок просто не умеет еще по-другому выражать свое недовольство и усталость. У детей 2-3-летнего возраста пристрастие к укусам может проявиться уже как один из вариантов реагирования на действия других детей. Таким образом, ребенок старается ответить на обиды – он не просто дерется, он кусается; или же привлечь к себе внимание взрослых.

Во время активной игры с другими детками укус может быть следствием перевозбуждения или стресса (у малыша забрали игрушку, не дают покататься на качели, его толкнули или обидели). Дети редко кусаются просто так, без какой-либо причины. Кусая взрослых, ребенок привлекает к себе внимание – в таком возрасте ему еще все равно, привлекать ли положительные или отрицательные эмоции родителей, ему просто необходимо быть в центре внимания. Это не означает, что  ребенок развивается неправильно – к поступлению в садик большинство деток уже учатся выражать свои чувства другими более цивилизованными способами.

Как отучить малыша от кусания?

Во-первых, не кусайте его в ответ. Для малыша это будет означать, что взрослые тоже кусаются. Укусив его, Вы тем самым санкционируете его действия.
Кроме того, не следует много и громко кричать, даже если вам больно. Возможно, эффект, внимание и ощущение власти от собственных действий будут увлекать и возбуждать ребенка. Хотя тут все зависит от возраста. С 2-3-летним ребенком демонстрация боли может и сработать. Если малыш Вас укусил, лучше всего сразу же снять его с рук, давая понять, что вы не хотите не только держать его, но и даже находиться рядом, так как он причиняет Вам боль.
Объясняйте ему снова и снова: «Ты укусил меня. Мне больно. Мне это не нравится. Дети не кусаются. Больше никогда не кусайся!» Говорите просто, и он все поймет, говорите негромко и серьезно – не кричите на него. Ваша цель не запугать малыша, а дать ему понять: то, что он сделал – серьезная проблема.

Но если Ваше чадо укусит брата или сестру или еще кого-то, ваши действия должны быть несколько иными. Вам необходимо защитить этого ребенка от дальнейших укусов, так что если подобное случилось в гостях, то извинитесь перед родителями и сразу же разлучите детей (увезите своего малыша домой, если не будет возможности найти отдельную комнату). Постарайтесь сделать так, чтобы ваш малыш понял: визит так быстро прервался из-за его поведения. Если же это произошло дома, отведите его в сторону и займитесь другим ребенком. Утешьте пострадавшего и выразите ему свое сочувствие. Сделайте именно так, даже если вы подозреваете, что другой малыш спровоцировал укус, отобрав у него любимую игрушку. В этом возрасте дети эгоистичны и не хотят делиться игрушками, но они могут и должны учиться тому, что кусаться в ответ недопустимо. В присутствии ребенка направьте все внимание на пострадавшего: «Я очень сожалею! Тебе, наверное, больно? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?». Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия. Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину. Он может извиниться, предложить игрушку. Обязательно попросите прощения у родителей ребенка на месте или позвоните им позже.
Научите ребенка по-другому, без агрессии,  выражать свои эмоции. Дети часто кусаются потому, что им не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Научите его договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Не ждите быстрых результатов, пока малыш плохо говорит, ему гораздо легче укусить, чем подумать и выразить свою обиду или недовольство словами.
Старайтесь предугадать намерение ребенка укусить. Если у вашего ребенка появилась привычка кусаться, внимательно наблюдайте за его поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных действий. Ребенка, который еще не разговаривает, отвлеките от ситуации или предложите альтернативу: «Пойдем на горку или на качели?».
Ребенку постарше предложите побыть одному и подумать: «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». У этого метода есть несколько преимуществ. Одно из них состоит в том, что количество жертв укуса значительно уменьшится. Вполне может быть, что кусание является одним из проявлений перевозбуждения, возникающего потому, что ребенок слишком долго и активно играет с другими детьми. Одиночество помогает малышу понять, что, несмотря на трудности общения, на самом деле он этого хочет и, когда он уходит от них, ему очень грустно.

Я помогу тебе, малыш!

Вы в состоянии помочь маленькому кусаке, и в первую очередь тем, что покажете пример того, как Вы сами справляетесь с собственными эмоциями, далеко не всегда радостными. Это нелегко. Так же нелегко в одно и то же время дать ребенку ощущение уверенности в своей любви и наказывать его за проступки. Важно, чтобы ребенок понял, что быть взрослым интересно, что это значит быть рассудительным, добрым, понимающим. Что иметь друзей – это весело и хорошо, а кусать и обижать их – плохо. Когда человечку два или три года, он способен уже это понять. Скоро он научится вести себя иначе, он повзрослеет, и Вы обязательно скажете ему: «Малыш, я очень тобой горжусь!»
Для такого поведения (кусание детей) всегда должна быть причина. Возможно, оно закрепляется после полученных укусов и ребенок понимает, что таким образом можно подавлять других детей, заставить их бояться, и принимает на  себя такую модель в  группе. Но не исключена и проблемная семейная ситуация. Для этой модели поведения обычно характерны внутренние психологические проблемы (неуверенность в себе, заниженная самооценка, нехватка внимания в семье и любви).
Если ребенок кусается, пересмотрите стиль воспитания в семье, достаточно ли времени вы проводите с ним? Играете вместе? Делитесь своими чувствами? Можете ли вы сказать: “Я знаю, о чем сейчас мой ребенок переживает, что он любит и что предпочитает?” Проводит ли он время с отцом? И не так, как это часто бывает: отец на диване перед телевизором, а ребенок рядом пытается обратить на себя его внимание или тихо играет в сторонке. Детям нужно отдавать отведенное для общения и игр время полностью и безраздельно.
Что можно сделать: уделите побольше времени своему ребенку, станьте для него интересным и добрым товарищем по играм, исключите ругань и наказания за кусание детей – этим вы только усугубите проблему. Если есть возможность, возьмите его на месяц-другой из садика. Пусть и ваш ребенок побудет в спокойной обстановке дома. Это поможет ему расслабиться и подобное поведение пройдет само.
Если сменить обстановку нет возможности, попробуйте доверительно поговорить с ребенком, принимая его таким, какой он есть, не клеймя, и не обзывая его за этот поступок. Избегайте отрицательные ярлыки “ты злой”, “ты плохой” и т.п.
Если ребенок сможет вам довериться – проблема уже наполовину решена. Теперь можно с помощью игр построить различные сюжеты с ролями и их проигрывать. Ребенок сам подскажет, как будет действовать тот или иной персонаж. Вы можете организовать проблемную ситуацию, например, желтая машина наехала на красную и что дальше будет? Предложите ему найти варианты решения проблемы и незаметно подскажите приемлемый вариант. Игра – это мощный механизм выявления внутренних проблем и лучшее средство по их решению. Помните об этом и используйте ее – вы будете удивлены результатами. Поощряйте и хвалите ребенка, когда он хотел укусить, но сдержался, смог обуздать свой порыв.

Родные люди

Первой «жертвой» малыша чаще всего становится мама, потому что именно она пробуждает в нем самые сильные и противоречивые чувства, от любви до ярости. Вы ему что-то запретили? А он вас цапнул! Маленький ребенок действует импульсивно, по принципу «стимул — реакция», и лишь со временем, установленные вами правила помогут ему тормозить действия, которые вы не одобряете. Не позволяйте себя кусать, останавливайте малыша со словами: «Меня кусать нельзя». Не нужно стыдить ребенка, называть его злым и противным: он пока не знаком с моральной стороной вопроса, и ваша задача — дать необходимые объяснения. Не кусайте малыша в ответ, пытаясь показать, как это больно: в его глазах это противоречивый поступок. Игнорировать его поведение также не стоит — ребенок воспримет это как проявление вашей нечувствительности и продолжит попытки, пока не добьется более понятной реакции. Чтобы малыш понял, что с ним происходит, ему нужно показать связь между его чувствами и поведением: «Ты недоволен. Ты не получил то, что хотел, поэтому ты укусил своего друга. Так больше не надо делать. Кусаться нельзя». И, конечно, нужно обязательно упомянуть, что укус – это очень больно. Сохраняйте бдительность: если ребенок атакует маленького брата, нужно немедленно вмешаться.

Урок дипломатии

На прогулке спор из-за ведерка или лопатки может разгореться мгновенно, и вот уже зубки пущены в ход. Не ждите развития событий, тотчас вмешайтесь: «Пожалуйста, извинись перед своим приятелем». Он упорствует? Тогда вы можете сказать: «Я прошу у твоего друга прощения за тебя, потому что ты сейчас слишком рассержен и не можешь сделать это сам». Когда ребенок успокоится, можно дать более подробные объяснения: «Я понимаю, ты разозлился, но так себя вести нельзя. Твои зубки могут кусать яблоко, бутерброд, но кусать детишек они не должны!» Но мало сказать, что кусаться нельзя, надо рассказать ребенку, как можно по-другому выразить негативные эмоции — например, мимикой, словами, каким-то жестом. Поясните малышу: «Чтобы другие поняли, что ты сердишься, не обязательно кусаться, можно нахмуриться, или топнуть ногой, или сказать что-то «сердитым» голосом». Проявляйте свои эмоции живо и экспрессивно, чтобы ребенок мог подражать вам.
Выпустить
Если ребенок продолжает кусаться, повторяйте ему ваши объяснения каждый раз, перед тем как отправиться в ясли, садик или на прогулку в парк. Несмотря на предпринятые меры, малыш продолжает кусаться? Возможно, стоит задуматься о том, что может быть причиной психологического дискомфорта, все ли благополучно у вас в семье и в ваших отношениях с ребенком? И, наконец, помогайте ему освобождаться от избытка энергии и негативных эмоций. Физическая активность — отличный канал для высвобождения энергии, а удовольствие от движения и владения собственным телом уравновесит ребенка, поможет ему стать более миролюбивым и спокойным. А для вас важно сохранить выдержку и уверенность в правильности выбранной вами воспитательной линии, и вскоре малыш сам откажется от этой вредной привычки.

Караул, укусили!

Если жертвой «кусаки» стал ваш малыш, постарайтесь расспросить его о том, как это произошло, утешьте его и попросите тотчас рассказывать о таких происшествиях кому-нибудь из взрослых и не кусаться в ответ. Аккуратно промойте место укуса с мылом, а потом приложите либо очень холодный компресс, либо кубик льда, чтобы унять боль.

Одни кусаются меньше, другие больше, а некоторые, попробовав укусить свою маму однажды и увидев её искажённое от боли лицо, оставляют навсегда это
занятие, настолько сильным оказывается потрясение, которое переживают и они сами и их мамы, укушенные острыми молочными зубами.

Другие же, по разным причинам так и не поняв меру дозволенного, продолжают кусаться и в 2-3 года, а в отдельных случаях даже и в 4-5 лет!
Причем, потерпевшими могут оказаться и они сами. Это случается, как правило, с детьми, требующими особенного и повышенного внимания.

Часто дети кусаются, выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию.

Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемым и, реагируя не адекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.

Несколько психологических советов:

Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.

—  Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в вход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

—  Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.

— Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что »кусаться нельзя!». На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним,  умиляясь его невинностью.

—  Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам, по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что »ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей».
Нужно добавить, что »если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку» и дать ему в руку один из указанных предметов.

—  Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что »игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.»
Спросите,почему укусил: »Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог.»
Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.

Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребёнка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит.

У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью(чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.
Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребёнка.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко), т.е. пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий