Поиск по сайту

Развитие внимания и мышления ребенкаРазвитие – это закономерное, направленное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанных с преобразованием их структуры в соответствии с идеально предрасположенным результатом, которым является совершенствование. После проведения диагностики оценивается, чему именно следует уделять больше внимания в развитии того или иного ребенка. Детям в возрасте 3-4 лет в большей степени следует развивать воображение, мышление, речь; 4-5 лет – память, внимание, воображение, мышление, речь; 5-7 лет следует уделять одинаковое внимание всем познавательным процессам. Также важно способствовать развитию эмоционально-волевых качеств ребенка. В настоящее время издается много литературы, помогающей развивать познавательные процессы детей.

Остановимся на таких познавательных процессах, как внимание и мышление.

Показатели Возрастная группа
2-3 3-4 4-5 5-6 6-7
Мышление Наглядно-действенное Наглядно-образное Наглядно-образное Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического Элементы логического, развиваются на основе наглядно образного
Внимание Непроиз-вольное Непроиз-вольное Непроиз-вольное, начинает развиваться произвольное запоминание в игре Развитие целенаправ-ленного запоминания Начало формированияпроизвольности как умения прилагать усилия и концентриро-вать процесс усвоения

Средства и методы развития мышления и внимания подбираются в зависимости от выше перечисленных в таблице возрастных особенностей.

Так мы видим, что для работы с детьми младшего и среднего возраста основным средством будут яркие крупные наглядные пособия, с более старшими можно подключать моделирование, схемы, устные формы занятий. Безусловно, основным методом развивающей работы является игра в разных ее формах и разновидностях: от самых простых к сложным занятиям в игровой форме.

Рассмотрим примеры развивающих игровых упражнений на развитие таких познавательных процессов, как внимание и мышление в разных возрастных группах.

Мышление

3-4 года

1. Овладеваем абстрактными понятиями (высокий-низкий, далекий-близкий)

2. Цвета и оттенки

3. Разная музыка

4. Для чего служат вещи

5. Один-много

6. Ищем сходства-различия

7. Развиваем мелкую моторику

8. Последовательность действий

4-5 лет

1. Выбираем букву

2. Отгадай по признаку

3. Назови одним словом

4. отгадываем загадки

5. Абстрактные понятия

5-7 лет

1. Назови лишнее слово

2. Чем отличаются

3. Объясни, не называя

4. Найди ошибку

5. Чем похожи

6. Что с этим делать

7. Что ты будешь делать, если

8. Придумай слово и т.д.

Внимание

3-4 года

1. Повторяем скороговорки

2. Подбираем рифму

3. Отгадываем загадки

4. Быстро называем признаки

4-5 лет

1. Найди 10 отличий

2. Слушаем звуки

3. Что появилось

4. По порядку

5-7 лет

1. Белое-черное

2. Вспомни и нарисуй

3. Картинки «Что перепутал художник»

4. Кто что потерял

5. Зачеркни кружок с точкой

6. Вещи вокруг нас

7. Смотрим в окно и рисуем

8. Сосредотачиваемся и т.д.

 

В педагогической психологии используются и многие другие игры и упражнения для развития познавательно-психических процессов детей, разрабатываются и применяются в педагогической практике многие комплексы и программы. Система современного дошкольного образования основывается как на уже известных и апробированных программах, так и не упускает из вида новые современные веяния. Это касается как частных негосударственных центров, так и государственных муниципальных учреждений, особенно с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов и системы мониторинга в образовательных учреждениях.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий