Поиск по сайту

Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста.

Развитие ребенка через игруРазвитие и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к обучению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Развивающие игры и занятия с детьми должны проводиться регулярно и систематически. Только тогда они будут отвечать своему главному предназначению – всестороннему развитию личности ребенка. И что безусловно очень важно – занятия должны быть интересны ребенку, вызывать у него положительные эмоции.

Какими должны быть развивающие занятия.

Охарактеризуем те виды занятий с дошкольниками, которые лучше всего обеспечивают их постепенную психологическую подготовку к обучению и учению в школе. Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если нам какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие ребенка в целом идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь, сделав учение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Первое требование к учебно-дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям:

  • способность вызывать непосредственный интерес у детей;
  • предоставление детям возможности проявить свои способности;
  • вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
  • обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
  • доступность в игре для ребенка источников новых знаний, умений и навыков;
  • получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.

Применяя обычные, традиционные соревновательные учебно-дидактические игры с детьми, важно обращать их внимание на три последних из перечисленных пунктов. К концу дошкольного детства доступными и сравнительно простыми источниками получения новых знаний, умений и навыков для детей должны становиться взрослые люди и книги.

Развивающие игрушки.

Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально-познавательной готовности ребенка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Важно, чтобы дошкольники имели возможность развиваться в среде с большим количеством разнообразных игрушек, соответствующих их возрасту, которыми они могут свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их к самостоятельному исследованию окружающих предметов.

Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Нет необходимости обременять детей, особенно трех-четырехлетнего возраста, технически сложными и дорогостоящим игрушками. Такие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес и малополезны в их интеллектуальном развитии, связанном с подготовкой к школьному обучению.

Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий