Поиск по сайту

игры реч. общениеРазвитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со сверстниками, так и взрослыми. Ребенок же с недостаточно развитыми навыками речевого общения постоянно испытывает затруднения при общении, чувствует себя некомфортно, и все это, в свою очередь тормозит его развитие. Предлагаемый ниже комплекс развивающих игр направлен на решение этой проблемы и может быть полезен, как для профессиональной деятельности педагогов, так и для родителей.

Игра: «Знакомство»

Цель:

1. Учить детей знакомиться с новыми людьми.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать культуру поведения.

Материалы: Иллюстрации с ситуацией знакомства.

Ход игры:

Беседа с детьми на тему, приходилось ли им с кем-либо знакомиться, когда это происходило и что они при этом чувствовали.

Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию знакомства с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, как они выглядят, о чем думают.

Обыгрывание ситуации знакомства. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Знакомство». После чего рассказывают о своих ощущениях, что им было трудно, а что легко. Затем выходят следующие желающие и т.д.

Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как знакомиться с новыми людьми.

 

Игра: «Встреча с другом»

Цель:

1. Учить детей правильно общаться при встрече с друзьями и знакомыми.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать эмпатию и культуру поведения.

Материалы: Иллюстрации с ситуациями встречи с друзьями.

Ход игры:

Беседа с детьми на тему, как часто им приходится встречаться где-либо с друзьями и знакомыми, как они себя при этом ведут, что говорят и что при этом чувствуют.

Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию встречи с другом с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, какие у них выражения лица и позы.

Обыгрывание ситуации встречи с другом. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Встреча с другом». После обыгрывания ситуации дети рассказывают о своих ощущениях, что у них получилось хорошо, а что не очень. Затем выходят следующие желающие и т.д.

Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как нужно вести себя при встрече со знакомыми, и напротив – как как вести себя не стоит.

 

Игра: «Похвали автора»

Цель:

1. Учить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать доброжелательность и эмпатию.

Материалы: цветные карандаши, листы бумаги, фишки.

Ход игры:

Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу.

После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно.

Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка.)

Итог:

Подсчет фишек, выбор победителя. Заключительное слово о том, какие нужно подбирать слова, если хочешь кого-то похвалить.

 

Игра: «Пожалей зайку»

Цель:

1. Учить детей проявлять сочувствие.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материалы: Игровой персонаж Зайка.

Ход игры:

Чтение детям стихотворения: «Зайку бросила хозяйка…»

Появление игрового персонажа Зайки, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка.Обсуждение с детьми, как можно помочь Зайке, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к зайке, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют Зайку.

Итог: педагог вместе с детьми делают вывод, насколько важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается.

 

Игра: «Салют»

Цель:

1. Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения.

2. Развивать умения снятия напряжения.

3. Воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других.

Материалы: лист цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага ножницы.
Ход игры:

Дети выбирают для себя материал, затем в течении нескольких минут рвут его на мелкие кусочки(либо

нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта.

После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а также рассказывает о нем: чем его салют отличается от других, в честь какого он праздника, а остальные ему хлопают и высказывают свое одобрение, хвалят автора.

Итог: вывод – все мы разные, но каждый заслуживает внимания и уважения.

 

Игра: «Рисуем всей группой»

 

Цель:

1. Обучать умению договариваться.

2. Способствовать развитию сотрудничества, умению договариваться.

3. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.
Ход игры:

Педагог: «Сегодня мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».
Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

Итог: вывод – если люди что-то делают вместе и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится.

 

Игра: «Ладонь на ладонь»

Цель:

1. Обучать детей эффективному взаимодействию.

2. Развивать умения согласовывать действия с партнером.

3. Воспитывать чувство коллективизма.

Ход игры:

Педагог объясняет детям правила.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаться по группе, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол. В определенный момент дети должны суметь договориться о дальнейшем действии. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок.

Итог: дети делятся впечатлениями – что им показалось сложным и что помогает в преодолении трудностей.

 

Игра: «Меняемся пуговицами»

Цель:

1. Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать желание сотрудничать друг с другом.

Материал: 50 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры:

Ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми, и соответственно, строить речевое общение и сотрудничать.

Итог: вывод – умение договариваться и сотрудничать с другими очень важны для успеха в каком-либо деле. Обсуждение пословицы: «Один в поле не воин».

Будет интересно ознакомиться:

Один комментарий на “Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста”

  • orenko:

    Таким образом, третий этап развития речевого общения состоит, главное, в том, что дети овладевают понятийным наполнением слова и потому научаются применять его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации.

Добавить комментарий для orenko