Поиск по сайту

Учет типа темперамент, как проявления индивидуальных особенностей ребенка

Темперамент ребенка, ключ к его особенностямТемперамент ребенка каждый Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. Сочетание таких свойств нервных процессов, как сила уравновешенность и подвижность, дают возможность возможность выделить 4 типа нервной системы. Рекомендации:

  • Учитывать индивидуальные особенности вновь поступающих детей при подборе игр.
  • Учитывать общую специфику проведения игр в адаптационный период.
  • Основная задача игр – формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю, снятие психологического напряжения.
Краткая характеристика типов темперамента
Тип НС/темперамент Свойства нервных процессов
«безудержный»/холерик Сильный, неуравновешенный, подвижный
«живой»/сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный
«спокойный»/флегматик Сильный, уравновешенный, инертный
«слабый»/меланхолик Слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный

Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно, в соответствии с закономерностями психики ребенка, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями созревания каждого из 4-х типов НС, с другой стороны.
Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного и слабого типов, так как они контрастируют с возрастными особенностями дошкольников:

  • Высокая чувствительность
  • Быстрое восстановление сил
  • Слабость процессов возбуждения и торможения
  • Неуравновешенность процессов возбуждения и торможении.
  • В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного возраста необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы.

Жизненными показателями силы/слабости НС являются:

  1. Сон: скорость засыпания, глубина сна (крепкий или неглубокий), тревожный или спокойный.
  2. Реакция на голод (крик, плач, спокойствие, вялость).
  3. Восстановление сил: быстрое, медленное.
  4. Жизненными показателями силы возбуждения являются:
  5. Длительность сохранения высокого уровня работоспособности или длительной напряженности.
  6. Устойчивость положительного эмоционального фона.
  7. Проявление смелости в непривычных условиях.
  8. Устойчивость внимания типов темперамента детей дошкольного возраста.

Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Соответственно педагогам и родителям необходимо выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не «ломали» бы его природные качества, а развивали положительные, сильные стороны.

Психологическая характеристика типов темперамента и  рекомендации по индивидуальному подходу и воспитанию

Тип нервной системы   Тип темперамента Психологическая характеристика типа     Акцент в воспитании
 Сильный-уравновешенный-подвижный  Сангвиник Живо и с большой энергией  на все, привлекающее внимание; мимика живая, движения быстрые, выразительные, чувства и отношения к чему-либо не скрывает; может громко захохотать по незначительному поводу, мелочь может рассердить;
Слабые звуковые и световые раздражители не замечает, энергичен, работоспособность высокая, активно принимается за все новое;Легко дисциплинируется, находчив, соображает быстро, речь быстрая, эмоциональная; Чувства, настроения, интересы, стремления и предпочтения изменчивы;
Легко заводит новые знакомства; легко адаптируется к новым требованиям и условиям;
Быстро переключается с одного занятия на другое;
 Навыки вырабатываются быстро, экстраверт:
·1    Формировать устойчивые интересы;
·2    Учить доводить начатое до конца;
·3    Формировать критичное отношение к результатам своего труда;
·4    Обращать внимание на качество выполнения задания;
·5    Предлагать игры и упражнения требующие сосредоточения, точности, сдержанности.
Сильный-неуравновешенный инертный Холерик Не замечает очень слабые звуковые и световые раздражители: вспыльчив, нетерпелив;
В чувствах и эмоциях не сдержан;
Интересы и стремления относительно устойчивы;
Настойчив, испытывает трудности переключения внимания, мимика и речь эмоциональны;
Темп умственной деятельности достаточно высок:
·1    Развивать способность считаться с чувствами окружающих;
·2    Направлять энергию на полезные дела;
·3    Укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
·4    Предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности
Сильный – уравновешенный инертный Флегматик    Эмоциональность малая;
При больших неприятностях остается спокоен;
Мимика и движения бедные;
Обладает высокой работоспособностью, энергичен, отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью;
Внимание сосредотачивает медленно; с трудом переключается, сосредотачивается; склонен к стериотипизации навыков и привычек, с трудом приспосабливается к новому;
Малообщителен;
Темп работы низкий.    ·1    Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью;
·2    Учитывать низкий темп выполнения задания.
Слабый Меланхолик Повышенная чувствительность;
Малейший повод может вызвать слезы; чрезмерно обидчив и  восприимчив к несправедливости;
Мимика и движения невыразительны, голос тихий;
Робок, тревожен, самооценка занижена;
Мало энергичен, настойчив слабо;
Работоспособность низкая,1 внимание легко отвлекаемое,2 к новым условиям привыкает долго, малообщителен.·3    Чаще давать положительную оценку, подбадривать;
·4    Создавать ситуации успеха;
·5    Организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

Будет интересно ознакомиться:

Комментарии (2) на “Учет типа темперамента и особенности ребенка”

  • gettetbrisk:

    Всё абсолютно верно коротко и ясно

  • Biobioml:

    Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм. Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента.

Оставить комментарий