Поиск по сайту

“Трудный” возраст

Кризис 3 летВ течение первых трех лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К трем годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.

Трехлетний возраст характеризуется как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

«Кризис трех лет» — определение условное, так как времен6ные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других в 3 с половиной года.

Признаки кризиса

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т.е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой стороны, при объективном отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным, обидчивым и  упрямым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.

Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:

  • Если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами;
  • Если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостояния взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становясь чертами характера.

Формирование личности ребенка на этапе кризиса 3-х лет

Ребенок:

  • Отделяет себя от взрослого – «Я»- центральное новообразование – формирование самосознания
  • Стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности
  • Активно знакомится с окружающим миром
  • Успехи в развитии
  • Качественное изменение поведения

Формы активного проявления самости:

  1. Выдумки, фантазирование
  2. «Изучает» предел терпения взрослых
  3. Непослушание: делает «назло», «не слышит» взрослых, упрямится. В играх становится взрослым, распределителем.

Роль взрослого:

  1. Определяет характер взаимодействия
  2. Руководит актом коммуникации
  3. Стимулирует понимание друг друга.

Реакция взрослого на «Я сам»:

+

  • Поощряет разумную самостоятельность
  • Сглаживание трудностей взаимоотношений

_

  • Сохраняет прежний тип взаимоотношений, ограничивает активность ребенка
  • Обострение взаимоотношений, негативизм и капризы ребенка.

Кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому взрослым важно выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности ребенка и в пределах разумного дать ему самостоятельность, чтобы он насладился ею. Важно правильно сбалансировать поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь кто как не взрослые приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Ребенку трудно понять, почему изменилась система требований. И он в отместку твердит «нет». Поэтому когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, можно попробовать найти выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий