Поиск по сайту

При усвоении детьми знаний о социальном мире важна эмоциональная активность

Эмоциональная активность ребенкаВажна ли  эмоциональная активность ребенка при усвоении тех или иных знаний или ребенок, соприкасаясь с окружающим миром, впитывает все, как губка? Давайте попробуем в этом разобраться, а также в том, насколько мы можем помочь малышу в процессе приобщения к социальному миру и получения знаний из него.

Имея малый жизненный опыт и особенности развития психических процессов, дошкольник, естественно, видит окружающую его действительность по-своему. Грамотному родителю, как и педагогу, необходимо знать эти особенности и учитывать их в процессе общения с детьми.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Какие же они, наши дети?

1. Дети очень наблюдательны. Они часто замечают те «мелочи», которые мы, взрослые, пропускаем. Но дети замечают, как правило, внешние, яркие признаки, не внедряясь в суть предмета или явления.

2. Маленькие дети хотят все знать. Ярчайшее проявление этого – их непрекращающиеся вопросы. Характер вопросов с возрастом меняется. Если в 3 года это чаще всего «что?», то в 4 появляется «почему?», а позже «как это происходит?».

3. У детей своя логика. Их оценки могут быть адекватными (правильными) или неадекватными с точки зрения взрослого.

4. Дети всегда эмоциональны. Они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Поэтому необходимо помнить.

 Задачи развития интеллекта, чувств и нравственных основ личности необходимо решать в их триединстве, иначе время просто будет потрачено впустую!

Эффективность процесса приобщения ребенка к социальному миру во многом зависит от тех средств, которыми пользуется взрослый.

Какие средства развития важны?

Проанализируем их.

1. Социальная действительность, реальная жизнь. Важно подобрать и адекватно возрасту объяснить те явления и события, которые будут понятны ребенку, смогут затронуть его «за живое».

2. Предметы рукотворного мира. Их познание идет через общение со взрослым, который должен показать ребенку предмет и научить его действовать с ним. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка и ее разновидности (техническая, сюжетная, народная).

3. Художественная литература. Необходимо включать в жизнь ребенка произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи и т.д. Читайте детям!

4. Изобразительное искусство.

 

Все вышеперечисленные средства будут существенно влиять на социальное развитие ребенка только в том случае, если они будут отвечать следующим требованиям:

· доступность восприятию ребенка;

· адекватность возрастным возможностям;

· эмоциональная насыщенность.

 

Эмоциональная насыщенность информации о социальном мире и эмоциональная активность ребенка – это «две стороны одной медали».

Эмоциональная активность ребенка

 

Эмоциональная активность ребенка это заинтересованное, эмоциональное восприятие окружающего мира, желание принять в нем участие, умение адекватно оценить его. Эмоционально активный ребенок не может остаться безучастным к переживаниям другого, к проявлениям жестокости. Эмоциональная активность способствует развитию потребности в общении, взаимодействии с окружающим миром и людьми.

 

Действенные приемы развития эмоциональной активности

Важно помнить, что познание ребенка происходит через чувствование, а развитие общения ребенка идет через мир фантазий и воображения. Поэтому один из важнейших приемов развития эмоциональной активности ребенка является воображаемая ситуация. Это волшебное «как будто бы» позволяет сделать процесс обучения ребенка естественным, раскрепощает его.

Доступной для ребенка и понятной для взрослого является сказка. Сочинение сказок на необходимую тему – захватывающее занятие, позволяющее ребенку почувствовать себя сильным и всемогущим. Тем более, что творческий потенциал приема придумывания сказки неисчерпаем и допускает любые вольности.

Хороший прием импровизированные игры-драматизации. Этот вид игр позволит детям найти творчески социально-приемлемые способы общения и обогащения своего внутреннего мира. Такая ценная возможность встать на позицию другого, пусть и сказочного, героя, просто необходима дошкольнику.

 

Можно использовать такие приемы, как сюрпризные моменты и элементы новизны. Необычное начало какого-либо совместного с ребенком занятия сразу же сосредотачивает внимание ребенка на предмете разговора, подогревает желание разгадать загадку. Новизна может проявляться как в форме занятия, месте его проведения, так и в подборе участников и содержания.

Очень помогает юмор и шутка, но это не просто эмоциональная разрядка (которая тоже, несомненно, важна). Это прием, позволяющий ребенку взглянуть на предмет рассмотрения с другой стороны, а также способствующий снятию границ между взрослыми и детьми. При этом необходимо помнить о педагогическом и человеческом такте и доброжелательности.

Особенно хорошо, если вам удастся использовать сразу несколько приемов, таким образом на развитие эмоциональной активности ребенка будет оказано комплексное воздействие. Но здесь должно действовать правило Золотой середины.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на том, что основным приемом развития эмоциональной активности ребенка остается пример взрослого, родителя. Умение взрослого показать и передать детям свое эмоциональное отношение к тому или иному событию является важнейшим условием, а специальные методы и приемы лишь вспомогательным.

Будет интересно ознакомиться:

Оставить комментарий