Поиск по сайту

Проблемы и трудности в развитии детей Поговорим о довольно распространенных проблемах, с которыми часто сталкиваются родители детей дошкольного возраста и педагоги. Трудности в развитии дошкольников встречаются часто. Одни из них более распространенные, другие – менее. Мы рассмотрим такие проблемы как вербализм, воровство, лживость, онанизм, уход от деятельности. В этой статье остановимся подробнее на вербализме и уходе от деятельности.

Вербализм

Характеризующиеся вербализмом дети отличаются от сверстников. Они характеризуются повышенной общительностью со взрослыми незнакомыми людьми, очень легко и безбоязненно вступают с ними в контакт, при этом демонстрируя недетскую осведомленность в разных областях и сферах жизни. Однако в процессе общения с ними становится понятно, что они мыслят «штампами». При высокой развитости речи, мышление их отстает, а познавательные интересы довольно неустойчивы. Они чаще запоминают только то, что пригодится в очередных беседах. Специфические виды детской деятельности таких детей развиты плохо, интересы узконаправленны, общение со сверстниками затруднено.

Самооценка дошкольников, характеризующихся вербализмом, как и уровень притязаний достаточно высоки.

Развитие данной личностной деформации стимулируется близкими взрослыми, приписывающими своему ребенку сверхталанты. Одной из возможных причин развития вербализма является неосознаваемый родителями акцент на развитии речи ребенка в ущерб детским видам деятельности, таким, как игра, которая воспринимается как несерьезное времяпрепровождение. От такого воспитания страдает прежде всего нравственная сфера личности, так как у ребенка нет настоящих друзей и привязанностей, он не умеет адекватно оценивать себя и других.

Трудность работы с семьями таких детей состоит в том, что родители абсолютно верят в правильность стратегии воспитания своего ребенка.

Решение проблемы

Задача специалиста, работающего с семьей – показать истинную картину развития ребенка, варианты его дальнейшего развития, последствия воспитания в подобном стиле. Вполне вероятно, что родители негативно воспримут эту информацию. Однако возможно, что и согласятся с необходимостью изменения стиля взаимоотношений с ребенком. В этом случае они должны понять роль игру в развитии ребенка и то, что ребенку следует дать возможность быть ребенком.

Параллельно важно развивать навыки продуктивной деятельности и стимулировать интерес к сверстникам. Эта работа в свою очередь требует последовательности действий самих родителей.

Необходимо постепенно переориентировать ребенка, научить его ценить в людях честность, доброту, а не умение красиво говорить. Конечно, начинать взрослые должны по понятным причинам с собственных оценок.

Уход от деятельности

Жалобы по поводу детей с синдромом «ухода от деятельности» касаются их невнимательности, рассеянности, отсутствия интереса к окружающему, вранья, не преследующего корыстных целей. Такой ребенок выглядит безучастным к происходящему, не слышит адресованных ему вопросов, не выполняет задания на занятиях.

Внутренний механизм формирования данного синдрома заключается в парадоксальном сочетании демонстративности и тревожности в личности таких детей. Они испытывают высокую потребность во внимании, проявиться внешне которой мешает тревожность, и дети интуитивно начинают удовлетворять ее во внутреннем плане благодаря гипертрофированно развитому воображению, фантазированию, которое выступает психологической защитой, помогающей удовлетворить чувство собственной значимости, наполнить внутреннюю жизнь событиями.

В повседневной жизни дети с этим синдромом маловосприимчивы к неудачам на занятиях, а порицание на них не оказывает должного воздействия. Но в отличае от вербализма, синдром «ухода от деятельности» не оказывает негативного влияния на развитие интеллекта, в основном благодаря фантазированию, а не занятиям.

Система коррекционной работы

Начать необходимо с поиска той сферы творческой деятельности, где ребенок смог бы удовлетворить фрустрированную потребность во внимании к себе, что, в свою очередь, обязательно должно выражаться в конкретном продукте деятельности, например, в рисовании, лепке. Это поспособствует решению главной коррекционной задачи: переориентции воображения ребенка на решение конкретных задач, его развертывание во внешней форме продукта творческой деятельности.

А позитивная поддержка взрослых, помощь в начинаниях будет способствовать повышению собственной личностной ценности , а также ценности продуктов своей деятельности в глазах ребенка.

Будет интересно ознакомиться:

Один комментарий на “Частые случаи трудностей и проблем в развитии детей-дошкольников”

  • orenko:

    Как своевременно выявить проблемы развития ребенка и как их устранить — грамотное решение проблем ребенка.

Оставить комментарий